Ведущие производители легкосплавных колесных дисков в погоне за совершенством, как в плане качества, так и в плане безопасности, всегда находят новые методы расчета в новейших технологических решениях для усовершенствования выпускаемой продукции. Поэтому, лучшими из них была разработана методика расчета факторов и критериев, характеризующая прочностные свойства колесного диска под действием полной нагрузки (load capacity), то есть предельно допустимое значение в килограммах, которое способно выдержать колесо. В чем же уникальность данного исследования?
При помощи специального программного обеспечения создается графический чертеж колеса и его виртуальная 3D модель, на которую подается максимальная рабочая нагрузка. Стоит заметить, что не смотря на современные и мощные компьютеры, расчет 3D моделирования в совокупности с теорией сопротивления материалов иногда занимает несколько минут времени. При этом учитывается твердость материала, его технические характеристики и множество других факторов.
Само колесо по своей форме кажется довольно простым, но его создателю хорошо известно, что каждая спица легкосплавного диска играет значимую роль в обеспечении его целостности и механической стабильности. На рисунке видно, что при его вращении спицы по очереди работают на растяжение, сжатие и кручение. Это можно сравнить с работой целой команды McDonald’s, где постоянно чередуются обязанности и условия работы.
Рассмотрим, на примере колесного диска WSP Italy виртуальное испытание с действием на него нагрузки в 500 кг. При ряде проведенных расчетов (на рис.1) можно отчетливо увидеть критические точки чернового варианта. Где:
- синий цвет показывает безопасные участки;
- зеленый — участок минимальных рисков для колеса;
- желтый — возможность незначительных повреждений (микротрещин);
- красный цвет — критические участки, которые могут привести к трещинам или разлому.
Понятно, что «теплые» цвета на наших результатах не допустимы.
Рисунок 1
Нагрузка в 500 кг (Chevrolet Aveo), на черновом варианте, стала для данной модели критической и может привести к разлому колеса со всеми вытекающими последствиями, что составляет опасность для жизни водителя и всех участников дорожного движения. Новейшие разработки позволяют найти и устранить эти недостатки конструкции колеса и рассчитать его запас прочности.
Колеса ТМ WSP Italy с легкостью проходят эти испытания, так как инженерами при разработке колеса увеличена максимальная нагрузка на 25%.
На рис.2 представлена окончательная версия (REVISED 01). Благодаря изменениям в конструкции и добавлениям материалов на проблемные участки, инженеры получили продукт, на внутреннюю спицу которого с уверенностью можно вылить знак качества «WSP Italy».
Рисунок 2
Первичная проверка жизнеспособности пресс-формы не гарантирует удачу при финальных испытаниях на 100%. Машинам, как и людям, свойственно ошибаться. Пойдет ли колесо в серийное производство или же вернется на доработку, покажут дополнительные испытания.
Производитель дисков ТМ WSP Italy стремится к усовершенствованию выпускаемой продукции и постоянному росту ее качества, а также обеспечению максимальной безопасности своих клиентов.
Комментарии: