Своё название они получили благодаря придуманной больше полувека назад сферической камере сгорания. Именно это решение инженеров уже тогда давало двигателям существенное преимущество перед силовыми установками, оснащёнными цилиндрами с плоским сводом камеры. Зато новая форма дала возможность расположить впускной и выпускной клапаны в различных плоскостях над поршнем, а их самих сделать больше. Однако увеличение выходной мощности было сопряжено с усложнением конструкции головки. Всё это только увеличивало не только расход топлива, но и стоимость всего агрегата. Помимо этого, он был ещё и довольно тяжёлым.
Созданный, чтобы летать
История легендарного Chrysler Hemi уходит корнями в годы Второй мировой войны, когда компания получила заказ на разработку двигателя для тяжёлого истребителя Republic P-47 Thunderbolt.
Но реализация задачи оказалась непростой и небыстрой. В итоге летательный аппарат ушёл в серийное производство с другим мотором, а модель, которая оказалась подходящей для дальнейших полевых испытаний Chrysler XIV-2220 производитель предоставил в 1945-м.
Новый двигатель имел конфигурацию V16 и имел впечатляющую на то время мощность в 2500 лошадиных сил. Он превосходно справлялся со своей задачей на высоте более 7.5 километров, улучшая динамику самолёта. Однако до серийного производства дело не дошло, поскольку война закончилась и самолёты в большом количестве стали не нужны. Кроме того, появилась реактивная тяга, которая делала ДВС «вчерашним днём» авиации. Тем не менее, разработку не предали забвению и полученный опыт стал для компании основополагающим.
В середине 1940-х годов производители Chrysler и Continental вместе разработали версию двигателей с полусферическими камерами сгорания в конфигурации V12. Эта силовая установка применялась в экспериментальных танках T30, M103 и некоторых других моделей. Однако серийно эти моторы стали выпускать только для дизеля. А вот бензиновая модификация так и не прижилась ни в авиации, ни в бронетехнике.
Небольшое отступление
О первом серийном применении двигателей с полусферической камерой сгорания на автомобилях достоверно сказать трудно. Первое их применение Chrysler приписывает себе. На самом деле всё не так однозначно. Существует версия, согласно которой первыми 6-цилиндровый мотор в 1948 году создали конструкторы под руководством Harry Westlake. Он предназначался специально для автомобилей Jaguar, хотя есть и другие автобренды из Европы, на которых были установлены аналогичные силовые установки.
Прорыв в Новом Свете
И только в 1951 году Chrysler, пользуясь полученным в авиации опытом использования таких моторов, стала устанавливать подобные агрегаты на собственные автомобили. И в числе первых стал двигатель V8 на 5.4 литра, который обеспечивал 180 лошадиных сил под капотом. На то время это было исторически-революционным решением для автолюбителей Нового Света. Причём в названиях этих моторов не отображалась даже символика HEMI.
На решетке радиатора автомобилей Chrysler или Imperial эта силовая установка была обозначена как FirePower, а для машин DeSoto она называлась FireDome. Автомобили Dodge были оснащены не такими мощными двигателями, которую автолюбители помнят как RedRam. И лишь Plymouth стал использовать мотор с полусферической камерой сгорания гораздо позже – уже в 1960-х годах XX века.
На виражах
Традиционно любые новые технологии, появляющиеся в автопроме, первым делом проходят испытания в ходе разнообразных гоночных серий. Так случилось и с HEMI. На него сразу же обратил внимание популярный гонщик и автомобильный конструктор из США - Бриггс Каннингем, который установил его на свой гоночный болид Cunningham C5-R в 1953-м.
Cunningham C5-R в 1953 год
Кроме него одноимённая команда на таком автомобиле оказалась на третьем месте на 24-часовых гонках Ле-Мана. Но в 1959 году Каннингем перестал использовать этот мотор, когда Chrysler стал устанавливать на собственные серийные машины силовые установки с клиновидной камерой сгорания.
Второе дыхание HEMI
О полусферических камерах сгорания заговорили снова только 1964 году. В то время Chrysler официально зарегистрировала бренд HEMI. Новая модель объёмом 7 литров обладал мощностью в 425 лошадиных сил. Однако обывателей тогда отпугнула высокая стоимость агрегата и его сложность. Их не привлекал даже разгон до 100 километров в час на 5-6 секунд. Они, скорее, обращали внимание на расход топлива на 100 километров – 30-40 литров.
Популярность детищу Chrysler обеспечивали гоночные авто. В NASCAR в то время это был самым часто используемым мотором. За свои большие размеры его даже называть «двигатель-слон». В 1964-м им также был оборудован Plymouth Belvedere, чтобы догнать конкурентов, поскольку незадолго до этого их соперник Chevrolet добился внушительных успехов в этой гоночной серии благодаря своему V-образному 8-мицелинровому двигателю объёмом 6.7 литров. А когда мотор модифицировали до объёма 7 литров, Chevrolet 427 Mystery Motor ещё увереннее закрепился в статусе лидера.
Chevrolet 427 Mystery Motor
Это был разрешённый максимум, который был закреплён в правилах гоночной ассоциации NASCAR. Ради сохранения ключевых клиентов Chrysler и пошёл на решительные шаги, поскольку практика показывала: чем выше была популярность у заводских команд, тем живее росли продажи на обычном рынке.
Среди автогигантов того времени ходила поговорка: «Выиграл в воскресенье, продал в понедельник». Именно руководствуясь этим негласным правилом, в 1964-м Chrysler со своим крутым мотором смог добиться значительных успехов. Например, в то же время на гонке Daytona 500 автомобили с двигателями 426 HEMI взяли весь пьедестал. Призовые места автомобили с этой силовой установкой занимали и популярном среди драг-рейсеров соревновании NHRA.
Версия для шоссе
Версии знаменитого двигателя для гонок и дорог отличались. Модель Street HEMI обеспечивала 425 лошадиных сил под капотом и была оснащена двумя карбюраторами в системе питания. Моторы, построенные на базе 426 HEMI, в наши дни называют вторым поколением агрегатов, относящихся к 1965–1971 годам. Хотя немало запчастей для них выпускается до сих пор, поскольку ряд автомобилей, где их используют, сегодня переживают вторую жизнь. Например, Plymouth Satellite (1966–1971), Dodge Charger (1966–1971) и другие.
Plymouth Satellite 1971 год
Немного забытое старое
Что бы кто ни говорил, а в XXI-м столетии компания Chrysler опять представляет двигатели, оснащённые полусферическими камерами сгорания, хотя они и отличаются от своих предшественников 1950-1970-х годов. Новые версии имеют систему изменения фаз газораспределения и предоставляют возможность выборочно отключать цилиндры. Автогигант смог сохранить и существенно развить гоночные технологии, чтобы добиться потрясающей мощности.
Например, HEMI для Dodge Ram 2003-го. Он представляет собой V-образный 8-цилиндровый мотор объёмом 5.7 литров и мощностью 345 лошадиных сил. Этот же «монстр» стоит под капотом Dodge Magnum и Durango, Jeep Grand Cherokee и других мощных автомобилей.
Dodge Ram 2003 год
Резюме
Если говорить коротко, главными причинам популярности HEMI-моторов можно отнести:
-
Отличную адаптацию к модификациям: они позволяют производить разнообразные тюнинговые версии, что делает их предпочтительными для тюнинг-ателье и любителей индивидуально настраивать автомобили.
-
Культовый статус: HEMI-моторы имеют богатую историю в американской автомобильной индустрии и были часто использованы в легендарных автомобилях, таких как Dodge Charger, Plymouth Barracuda, и многих других.
-
Узнаваемость и звучание: звук HEMI-мотора с выхлопной системой на дороге ни с чем не перепутать.
-
Наследие гоночных побед: эти двигатели имеют богатое наследие в мире автогонок. Они часто применялись в гоночных автомобилях и доминировали в некоторых классах соревнований, таких как NASCAR и NHRA Drag Racing.
-
HEMI – это символ американской автомобильной культуры. Она остаются востребованными среди ценителей мощности и производительность в автомобилях.
Комментарии: